Кто виноват в описке?

Только ленивый и невнимательный не ругал журналистов за опечатки. Стоит где-то не ту буковку написать, как редакционный телефон раскаляется докрасна и оттуда доносится: «Ух вы какие! Мало того что беспардонные, так еще и безграмотные».

Читателю, конечно, виднее. Но мои многолетние наблюдения за опечатками и описками позволяют дать другое объяснение.

Посмотрите примеры:

удавительно меленькая зарплата (пора удивления прошла. Из-за зарплаты, меленькой, как ручеек, осталось только удавиться)

органы сласти (с утра-пораньше писала девушка-журналист об органах власти)

авдминистрация (редко где чиновник не «гавкает» на посетителя)

я буду и дальше рабовать вас моей рассылкой (хотел порадовать да сказал правду)

кланомерное продвижение (коза ностра SEO-специалистов)

пезидент и педизент (сорри, господа президенты)

состояние пациента ухлудшилось (точных данных нет, а текст сдавать надо)

ужедневно (наконец-то дождались)

рвач (и в докторской семье не без урода)

министервство (а в нем министервши)

хренение продуктов (некоторые продукты продают уже охреневшими)

ворческая интеллигенция (ворчаньем делу не поможешь)

желательная резинка (какая именно зависит от возраста)

Москваская область (логично, город же Москва, а не Москов)

муженственная женщина (ей же, как избу потушит, еще и мужа утешать)

тема встречи президентов была очень нудной для простых людей (так их туда и не звали. Нужны они там больно!)

Большинство опечаток можно объяснить тем, что журналист или не ту клавишу на клавиатуре нажал или недожал нужную. Но заметьте, каждая из описок придала сказанному новый смысл или, если хотите, даже образ.

Народная мудрость по этому поводу гласит: «У кого что болит, тот о том и говорит». Психоаналитик Зигмунд Фрейд, изучавший природу ошибочных действий человека, пришел к аналогичному выводу. По его мнению, ошибка – это не что иное, как указание на то, что беспокоит человека в данный момент, какие проблемы он внутренне решает, о чем думает. Раздумья человека могут проявиться в виде описок (сверхууказанные примеры), оговорок (нас поддерживают миллионы рублей (вместо людей), ослышек (товарищи – тварь еще) или очиток (в дУше – в душЕ).

Следовательно, описку можно рассматривать как элемент словотворчества. Ведь благодаря замене букв смысл слагаемого меняется, проявляется скрытый подтекст, который можно интересно обыграть в продающем тексте.

Не верите? Попробуйте сами.
Вот вам небольшое задание: бронежилет, оборудование, законопослушность, градоначальник, богатый муж, женские колготки, мы открылись.

Ответы оставляйте в комментариях.

Ирина Вербицкая,
Ассистент Дмитрия Кота

Читай еще - архив блога - море фишек и приемов по продающим текстам


Комментировать через Facebook

Один комментарий

  1. Светлана

    бронежилец, обворудование, законоослушность, крадоначальник, горбатый муж, женские вольготки, мы отрылись (Это было в рекламе РайфайзенБанкАваль). А вот мои очепятки: расперделение (распределение), вонливость (сонливость), тайна, покрытая сраком (мраком), биопися (биопсия).